Радиостанции «Электронная»




    Добро пожаловать на страницу, посвящённую самому обширному и распространённому жанру - Электронная музыка. Многие радиостанции в своём эфире используют этот жанр, но у каждой радиостанции, представленной здесь – своё направление.
    Безусловно, каждый из вас сталкивался с электронной музыкой, но никогда не задавался вопросом, а что же это такое в общих чертах.
    Перед тем, как вы приступите к выбору радиостанций для наслаждения электронными шедеврами, не сочтите за труд, прочитайте до конца, чтобы иметь новые сведения об этом музыкальном материале.
    Начнём с того, что электронная музыка - это широкий музыкальный жанр, где в качестве звукоизвлечения мелодии используют электронные музыкальные инструменты и технологии для создания звуков. Хотя электронные инструменты появились еще в начале XX века, электронная музыка, как самостоятельный жанр стала популярной только во второй половине XX века и сегодня охватывает десятки поджанров и подкастов.
    Нетрудно догадаться, что в электронной музыке используются звуки, которые создаются с помощью электронных технологий и электромеханических инструментов. Примерами электромеханических инструментов являются телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук можно получить с помощью таких инструментов, как терменвокс, синтезатор и компьютер.
    В самом начале своего развития электронная музыка была связана только с западной академической музыкой, но с появлением доступных по цене синтезаторов в конце 60-х годов, она стала доступной и широкой публике. Синтезаторы стали популярными среди исполнителей рока и попа, тем самым началась эра электронной музыки, ставшей неотъемлемой частью популярной культуры. Сегодня жанр включает в себя множество различных стилей, от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки.
    Запись звуков и производство электронной музыки тесно связаны друг с другом, но это не означает, что процесс звукозаписи непременно направлен на создание электронной музыки.
    Удивительно, но исторический факт - еще в 1857 году французский издатель и книготорговец Эдуар Леон Скотт де Мартенвиль запатентовал придуманное им устройство - фоноавтограф. Получилось так, что фоноавтограф стал первым устройством, способным записывать звуки, но при этом не мог воспроизводить их.
    Через 21 год уже в 1878 году американский изобретатель Томас А. Эдисон придумал усовершенствованный агрегат, назвав и запатентовал его, как фонограф. Фонограф Эдисона, как и фоноавтограф Скотта, использовал для записи звуков цилиндра, но в отличие от фоноавтографа, на фонографе звук можно было и записывать, и воспроизводить.
    Буквально через 9 лет, в 1887 году американский изобретатель Эмиль Берлинер представил свое изобретение - дисковой фонограф.
    Тем ни менее настоящий прорыв в этом сегменте произошел в 1906 году, когда был изобретен триодный ламповый усилитель (аудион) американским изобретателем Ли Де Форестом. Это устройство, представляющее собой электронную лампу в стеклянном сосуде с термокатодом внутри, стало первым, способным генерировать и усиливать электрические сигналы. Изобретение электронной лампы положило начало развитию радиовещания и сделало возможным использование электронных вычислительных процессов. Вот сейчас вы можете слушать радиостанции любым удобным образом, а тогда только с помощью громоздких и не очень усовершенствованных механизмов.
    Еще задолго до появления электронной музыки композиторы стремились использовать новые технологии для музыкальных целей, в связи с чем было создано несколько инструментов, которые объединяли в себе как механические, так и электронные компоненты. Именно эти инструменты заложили основу для последующего развития более совершенных электронных инструментов.
    В период с 1898 по 1912 год, американский изобретатель Тадеуш Кахилл работал над созданием электромеханического инструмента под названием телармониум (англ. telharmonium). Но этот инструмент не получил широкого признания из-за своих огромных габаритов: версия 1906 года весила около 200 тонн, а его механизм занимал площадь приблизительно 18 квадратных метров – даже сейчас не везде есть такие комнаты.
    Можно по-настоящему гордиться тем, что первым настоящим электронным инструментом считается терменвокс, созданный русским изобретателем Львом Терменом примерно в 1919-1920 годах. Этот инструмент извлекал звук путем движения рук исполнителя в электромагнитном поле двух металлических антенн.
    К ранним электронным инструментам относятся также звуковой крест (фр. croix sonore), изобретенный в 1926 году русским композитором Николаем Обуховым, и волны Мартено, изобретенные французским музыкантом Морисом Мартено в период с 1919 по 1928 годы. Самым известным примером использования волн Мартено является "Турангалила-симфония" Оливье Мессиана и другие его произведения. Инструмент волн Мартено также использовался другими французскими композиторами для написания музыки, например, появление программируемых драм-машин, таких как Roland TR-808. В конце 1970-х и начале 1980-х годов это привело к заметному изменению в мире музыки. Живые ударные практически исчезли из электроники, а новый жанр - брейкбит (ломанный бит) - оказал огромное влияние на музыку. В композициях все чаще стали использоваться записи других исполнителей, которые зациклены или подвергнуты обработке. Именно тогда и появилась новая профессия - диджей (DJ, disk jockey), который управляет пластинками на специальной установке (тюнтейбл).
    Успех первых музыкантов, исполняющих электронную музыку, послужил импульсом для возникновения множества творческих коллективов, которые обогатили электронную музыку новыми идеями. Даже жанр "new age" попал под влияние электронной музыки. Мастерством создания лиричных электронных мелодий заслуженно прославился японский музыкант Китаро. В развитие популярного синтезаторного стиля внесли свой вклад такие талантливые артисты, как Марек Билински, группа Pond, Михаил Чекалин, Янис Лусенс и группа Зодиак, Гедрюс Купрявичюс и группа Арго, Эдуард Артемьев, Свен Грюнберг, Лепо Сумера, Вадим Ганжа и дуэт электронной музыки "Новая коллекция" (Игорь Кезля и Андрей Моргунов). Лучшие их произведения ничуть не уступают хитам известных музыкантов, работающих в жанре электронной музыки. Особую силу и ритмичность в танцевальной музыке передают группы Laserdance и Koto. Однако самым разнообразным и богатым на поджанры является электронная техно-музыка. Новаторские идеи группы Kraftwerk были безусловно приняты в диджейских клубах, и вскоре новый стиль техно начал выходить из подполья клубной субкультуры, в котором ударный ритм и звуковые эффекты занимают главное место, а мелодия является необязательным элементом. Эта музыка стремится вызвать технотронный экстаз. Неудивительно, что на таких клубных вечеринках часто использовались химические стимуляторы для усиления эффекта, но эта эра завершилась, так как какое-либо стимулирование только искажает восприятие электронной музыки.
    Стоит отметить, что в мире существуют и другие, более музыкальные варианты. Сочетание электро и эмбиента породило стиль IDM – серьезную техно-музыку, открытую для различных экспериментов. Такую музыку исполняют Orb, Autechre, Aphex Twin. Ведущими представителями психоделического транса стали Juno Reactor и Astral Projection. А если соединить электронную и рок-музыку, то получится техно-индастриал, где нет равных Skinny Puppy, Front Line Assembly, Front 242.
    В этот период начала процветать танцевальная электронная музыка, включая такие направления, как техно, электро, драм-н-бейс, хаус и транс. Электронную танцевальную музыку создавали музыканты, работающие в в этом жанре, а их композиции призваны обеспечить диджеев композициями для исполнения на вечеринках. Типичными представителями этой культуры стали Robert Miles, Moby, Tiesto, Paul van Dyk, BT, ATB, Paul Oakenfold, Armin van Buuren и Above and Beyond. Нередко можно встретить танцевальную электронную музыку в формате полноценного музыкального альбома, например, в таких работах, как "Пульс 1" и "512 кбайт" от пионеров российской электронной музыки Андрея Родионова и Бориса Тихомирова.
    21-й век открыл для электронной музыки еще больше возможностей и экспериментов.
    Начало 21-го века стало периодом, когда электронная музыка стремилась к объединению в бесконечном многообразии форм. Чистые стили остались лишь теорией, потому что на практике почти каждое произведение включает элементы множества музыкальных жанров. Для описания альбомов приходится использовать сложные определения, чтобы передать всю их многогранность. Особенно популярна идея создания техно-ремиксов на основе знаменитых композиций 1970-1980-х годов. Музыка жанров, таких как жарра, space и вангелис, подверглась такой переработке. Даже Tangerine Dream не отказалась переработать свои собственные произведения, выпустив уже четвертый диск из серии "Dream Mixes". Многие техно-музыканты изучали электронную музыку, вдохновляясь шедеврами основателей жанра, и теперь основатели сами включают идеи новаторов в свои произведения. Альбом "Metamorphoses" у Жарра отличается смешением техно, поп и нью-эйдж, а Клаус Шульце активно экспериментирует со звучанием техно и драм-н-бэйса в своих альбомах "Dosburg Online" и "Trance Appeal". Техно, транс, эмбиент и индастриал переплелись в произведениях Delerium, System 7 и Synaesthesia. Velvet Acid Christ и Wumpscut представляют синтез тяжелого альтернативного панк-рока и техно. Открытый еще в 80-х годах странноватый стиль Electroabsurd, известный также как "sound paintings" или эксперименты с электронными звуками, продолжает развиваться у Вадима Ганжи. Андрей Климковский выражает ностальгию по старым добрым временам, когда электронная музыка была более понятной и доступной.
    А сейчас самое интересное. Представляем вам практически все подкасты жанра электронной музыки. Чтобы не раздувать по размерам этом материал, приведём только названия, а если вам станет более интересно изучить каждое направление жанра электронной музыки, вы просто сможете это сделать самостоятельно, в том числе с помощью прослушивания представленных радиостанций, каждая из которых вещает электронную музыку каких-то из многочисленных поджанров.
    В настоящее время официально рассматривается 26 основных направлений жанра электронной музыки и 363 поджанра. Опишем названия основных и добавим, сколько у основных поджанров.
    Первый в списке – это Академическая электронная музыка (Academic Electronic Music) содержит 5 поджанров. Далее идёт Бейс (Bass Music) со своими 8 поджанрами. Продолжют список Брейкбит (Breakbeat) и 14 поджанров к нему, Даб (Dub) с 2 поджанрами, Джангл (Jungle) с 1 поджанром. Не могли обойти один из самых популярных жанров электронной музыки - Диско (Disco), содержащий 15 поджанров. Дальше по списку представляем Драм-н-бейс (Drum and bass) с большим количеством поджанров – 16, с таким же количеством поджанров выступает Гэридж (UK garage). Есть в электронной музыке жанр Индастриал или постиндастриал (Industrial / post-industrial) со своими 15 поджанрами. Удивительно, но всего 4 поджанра, казалось бы, в интересном жанре электронной музыки - Интеллигентная танцевальная музыка (Intelligent dance music (IDM). Не забыли создатели электронной музыки и такой популярный жанр, как Музыка видеоигр (Video game music) со своими 7 поджанрами. А дальше будет и вовсе интересно читать про такие чудесные названия жанров - Нойз (Noise music) с 9 поджанрами, Пландерфоника (Plunderphonics) с 1 поджанром, а дальше ещё интереснее - Призракология (Hauntology) с 10 поджанрами. Дальше добавим уже существовавшие, как отдельные жанры, но и в общем жанре электронной музыки они представлены. Это Техно (Techno) с 17 поджанрами, Транс (Trance music) с 20 поджанрами. Есть среди жанров электронной музыки и симбиозы, такие как Фанк-слияния (Funk fusion) с 3 поджанрами, Хип-хоп слияния (Hip hop fusion) с 22 поджанрами. Продолжают Хардкор (Hardcore) с 28 поджанрами, Хардстайл (Hardstyle) с 6 поджанрами. А сейчас рекордсмен по количеству поджанров - Хаус (House) с 59 поджанрами. Продолжают список Чилаут (Chill-out) с 5 поджанрами, Электроник-рок (Electronic rock) с 31 поджанром, Электроника (Electronica) с 7 поджанрами, Эмбиент (Ambient) с 16 поджанрами и вовсе интересный - Этно-электроника / региональный EDM с 25 поджанрами.
    Как видите, есть что послушать и выбрать, только надо найти время, понравившуюся радиостанцию и получать удовольствие. И помните – каждая радиостанция, представленная здесь, будет интересна, советуем попробовать послушать всё. Приятного погружения в мир электронной музыки.