Радиостанции «Шансон»




    Приветствуем на странице нашего сайта, посвящённой радиостанциям, выбравшим в качестве вещательного жанра – шансон.
    Шансон - это особенный жанр музыки, со своей душой, где музыка попадает в самые глубинки широкой человеческой души. Этот музыкальный жанр проявляет себя в особенных песнях, которые в классическом понимании называют городским романсом. Стоит отметить, что одним из популярных и эффективных способов популяризации жанра шансон среди его почитателей и людей, ранее с ним не знакомых, являются радиостанции, которые строят свой эфир именно на этом жанре. В чём же видны особенности радиостанций, которые транслируют в своих программах шансон, а также их роль в популяризации этого жанра и влияние на аудиторию.
    К особенностям радиостанций жанра шансон можно отнести специфику вещания, так называемое смешение жанров. Не секрет, что в нашей стране несколько изменили сам по себе термин шансон. Радиостанции, представленные на этой странице, особенно российские, в рамках вещания так называемого отечественного шансона, могут включать классические и современные исполнителей этого жанра. Если говорить о зарубежных радиостанциях, то там выдерживается строгое соответствие жанра, ибо там понятие шансон –это только жанр городского романса.
    Так же хочется отметить, что не только музыка звучит в эфире этих радиостанций. Часто радиостанции жанра шансон сочетают в себе не только музыкальные композиции, но и информационные программы, посвященные жизни и творчеству исполнителей этого жанра. Так же, в процессе знакомства с этими радиостанциями, вы, как слушатели, будьте готовы к тому, что попадёте на эфир с исполнителем шансона. Многие радиостанции приглашают известных шансонье в прямые эфиры для интервью, что позволяет слушателям лучше познакомиться с творчеством и личностью артистов.
    Безусловно, радиостанции, которые представлены у нас на сайте, формируют и популяризируют жанр шансона. И это вполне оправданно, так как основная их роль – содействовать распространению этих душевных композиций, как на территории страны, так и за ее пределами. Не секрет, что шансон-это музыка для души, и через радиовещание она может быть услышана огромным количеством слушателей.
    Ещё одна важная роль радиостанций жанра шансон - оказание помощи новым исполнителям получить известность и популярность, направляя внимание на их музыку. Благодаря радиостанциям жанра шансон, артисты имеют возможность представить свои новые песни и альбомы широкой аудитории, что помогает им привлечь новых слушателей и получить преданных поклонников.
    С медицинской точки зрения именно радиостанции шансона оказывают психотерапевтическое влияние на свою аудиторию, так как композиции настолько душевные, что вызывают сильные эмоции. Радио жанра шансон становится психологической опорой для слушателей, ведь тексты песен отражают жизненные радости и трудности, что позволяет аудитории быть вовлечёнными, легко сопереживать исполнителям, примерять истории песен на свою жизнь.
    Радиостанции жанра шансон способствуют сохранению и продвижению национальной культуры и традиций. Радио остается актуальным средством массовой коммуникации, поэтому шансон продолжает развиваться и оставаться в сердцах многих людей.
    Наш информационно-развлекательный портал задумывался для того, чтобы дать возможность гостям найти для себя что-то интересное, для души, и, безусловно, невозможно представить себя без шансона. Но, как видите, мы позаботились о том, чтобы и у нас были радиостанции с душевным контентом – шансоном., они доступны вам для ознакомления, прослушивания и получения удовольствия.
    А сейчас всё же поговорим о самом жанре шансон, применительно к нашей стране, ибо со времён СССР под шансоном понимают совсем иное, некий симбиоз душевных композиций с элементами «уголовного мира». Так появился термин – русский шансон. Но и это с точки зрения музыкальной истории не совсем так.
    Шансон — это настоящая история народной души, воплощенная в музыке. Изначально жанр городского романса в том виде, который принято называть этим понятием, появился во Франции, и варьировался от народной романтики до авторских песен, которые исполнялись в европейских кабаре. Но первое появление шансона можно отнести в средние века, и тогда это название использовалось для обозначения музыкального жанра, сопровождаемого стихами и исполняемого придворными трубадурами. С течением времени шансон стал характерным для различных видов эстрадной музыки. Первой звездой французского реалистического шансона XX века стала Эдит Пиаф, а в Германии – Марлен Дитрих. Уникальное звучание этого стиля можно примерно описать так: это голос души, музыкальное изложение всего внутреннего мира исполнителя.
    Русский шансон, как явление возник в начале XX века и, главным образом, наследовал традиции так называемого одесского бита, или джаза. Песни в различных жанрах эстрады исполняли такие артисты, как Пётр Лещенко, Иза (Изабелла) Кремер, Вадим Козин и Александр Вертинский. Часто текстами к песням Вертинского служили известные стихи поэтов серебряного века, например, Игоря Северянина или Александра Блока. Сюжеты песен касались романтических и экзистенциальных переживаний, а также описывали богемную жизнь того времени.
    Эстетика русского шансона того времени была связана с шумными московскими салонами, где «заправлялись» веселящими веществами. Это был не тот шансон, лишенный блатной романтики. После октябрьской революции жанр оказался запрещенным в стране, но благодаря эмигрантам, продолжил свое существование за рубежом, в Нью-Йорке, Гонконге, Париже и Стамбуле - центрах русской эмиграции.
    Традиции русской куртуазной песни не могли не повлиять на звучание советской эстрады. В Советском Союзе было важным, чтобы эстрадные исполнители старались сделать свое звучание более утонченным, избегая слишком явного упоминания роскоши и заграничной жизни. Однако в композициях Марка Бернеса, Леонида Утесова и Георгия Виноградова можно услышать отголоски дореволюционных мотивов и приемов. Первая половина XX века позволила этим и другим исполнителям советской эстрады выступать в несоветском жанре во время Великой Отечественной войны, часто отправляясь на гастроли, чтобы поднять боевой дух солдат.
    Александр Вертинский также участвовал в этих гастрольных турах и в 1943 году вернулся на родину. Однако, несмотря на успешную концертную деятельность (более 1000 выступлений), ему так и не было разрешено звучать на советском радио.
    Советская эстрада, хотя и заимствовала многие приемы дореволюционной сцены, оставалась ограниченной строгой государственной цензурой. Для жанра, такого как романс, это было неестественно. И хотя музыка разрешенных исполнителей массово продавалась на грампластинках по всему Союзу, советской публике не хватало в этих композициях искренности, веселья и жизненности. В результате все больше внимания слушателей приковывала «тюремная» (блатная) песня, не подчиняющаяся цензуре. Именно это стали называть шансоном, хотя блатной жаргон не имеет отношения к шансону.
    Истоки блатной традиции в русском шансоне уходят своими корнями еще в XIX век, когда каторжники пели свои песни, рассказывая о своей тяжелой жизни и недостижимой свободе. Влияние на жанр оказали и так называемые «разбойничьи» песни. С появлением городской преступности в 1920-х годах, когда сельские жители переезжали в города, формировалась параллельная культура, известная как "воровская", со своими особыми атрибутами и жаргоном. В тюрьмах создавались театры, издавались газеты, писались стихи и песни, которые со временем проникали на волю.
    В период репрессий 1930-х годов, трудовые лагеря и тюрьмы были переполнены, и криминальная культура стала массовой. Даже Леонид Утесов исполнял и записывал блатные песни, но советские власти скоро заставили его это прекратить. Воровская музыкальная культура изначально строилась на заимствованиях и переосмыслении мотивов из других песен. Постепенно в русском шансоне стали появляться самостоятельные сюжеты и мелодии.
    Тексты блатных песен в основном рассказывали о ситуациях и переживаниях, знакомых криминальному миру. Они в деталях описывали преступления и их мотивы, жизнь в тюрьме и освобождение оттуда. Иногда герои песен обращались к своим возлюбленным или друзьям, оставшимся "на воле". Блатные песни обычно были ретроспективными, не показывали героя арестантом в настоящий момент, что отличало их от лагерной традиции.
    В блатной песне романтизировался образ жизни преступника, который считался самым достойным для настоящего мужчины. Героя пытались оправдать, ведь он по своим криминальным "понятиям" ничего плохого не делал. Преступная мораль "блатника" во многом копировала "эпос воина-варвара", который включал в себя культ физической силы, безразличие к общественному мнению и презрение к "фраерам".
    С приходом Никиты Хрущева власть запретила блатную песню, и она почти исчезла со сцены. Однако позже она обрела официальное признание в творчестве Владимира Высоцкого. В 1980-х и 1990-х годах появились популярные шансон-группы, такие как "Бутырка", «Лесоповал», "Воровайки". Самыми известными шансон-звездами стали Александр Розенбаум, Михаил Круг, Михаил Шуфутинский, Александр Новиков, Любовь Успенская, Елена Север, Сергей Наговицын и другие.
    Не будем строго различать понятия, просто попробуем под шансоном признать песню души. И, если вам захотелось сделать праздник своей душе, то воспользуйтесь возможностью и послушайте шансон, какой он есть, благодаря радиостанциям, и пусть всё будет у вас хорошо!